Как вырастить ребенка верующим?

Интервью  о. Иоанна Федорова: журнал "Славянка"  N 3 (81) май-июнь 2019

- Отец Иоанн, все детки разные по темпераменту, и это хорошо бывает видно в храме на богослужении: одни шумят, шалят, капризничают, тогда как другие спокойно стоят рядом с родителями. Особенно сложно с 2-3-летними детьми, с которыми «договориться» пока еще сложно. Посоветуйте, как поступать родителям гиперактивных детей, в какой момент богослужения приводить их в храм, чтобы и другим людям не мешать молиться, но и чтобы дети немного почувствовали службу?
- Вы правильно заметили - дети все разные и ведут себя по-разному, и нет в этом вины родителей. Во-первых, поведение ребенка в храме зависит от его физической активности, от его характера и темперамента. Поэтому, если ребенок по природе подвижный и энергичный, ему нужно все время бегать, прыгать, двигаться, то, конечно, он не сможет длительное время стоять по стойке «смирно». Во-вторых, большую роль играет воцерковлен- ность семьи - то есть, с какого возраста ребенок регулярно посещает храм.
Если трехлетнего ребенка впервые привели на богослужение, конечно, он не будет понимать, что происходит, и от него сложно что-либо требовать. Если он согласился постоять на службе - хорошо, если согласился причаститься, то - слава Богу. А если нет, то это проявление его маленькой развивающейся воли. Если воцерковлен- ные родители приносят детей в храм с младенческого возраста, то для таких детей храм с пеленок становится вторым домом, где они чувствуют себя естественно, и с ними можно быть в храме подольше, поскольку они еще не доставляют беспокойства. Потом, когда дети немного повзрослеют, эта естественность перерастет в желание побегать по храму, что-то потрогать и даже поговорить, ведь они находятся в месте, где чувствуют себя как дома. Ну что ж, значит, этот период нужно пережить, а не считать, что детки подросли и стали непослушными и невоспитанными. Они развиваются, и на каждом этапе развития им бывает свойственно разное поведение.
Может статься так, что придется приводить ребенка только к самому причастию - а что делать? И других людей нельзя побеспокоить, и самому родителю незачем находиться на службе в раздражении, постоянно одергивая свое чадо. Это всего лишь период в жизни ребенка, ничего страшного в этом нет. Погуляли с малышом на площадке, слышите, уже приближается время причастия - пошли в храм и причастили его. Скоро ребенок перерастет этот период, его можно будет чем-то занять в храме, например, пением на клиросе, и тогда все обретет некую осознанность. В этом вопросе главное - себя не корить, а искать подход к ребенку. И в одной семье бывают совершенно разные дети. Один стоит рядом с мамой и ему ничего больше не нужно, а другому нужно залезть в каждую щелку. Родители, лучше всех зная своего ребенка, сами должны чувствовать и решать, как лучше поступить, сколько времени ребенок может побыть на службе, чтобы ему от этого была польза. Будет это несколько минут перед причастием или час... На мой взгляд, ничего страшного нет в том, чтобы приводить ребенка на небольшую часть богослужения. Это один из этапов его и физического, и духовного развития.
- Батюшка, мамы малышей из-за большой нагрузки долгое время не могут полноценно готовиться к Таинству Причастия - ребенка причащают, а сами не подходят к Чаше, потому что нет времени прочитать положенные молитвы и хорошо подготовиться. Есть ли какие-то правила церковной жизни для родителей с маленькими детьми?
- Материнство - это жертва. Мать жертвует не только своим временем, силами, но и, в том числе, привычным ходом своей духовной жизни. А если детей много, этот период затягивается на длительное время, ну что ж делать - это ее большой труд. Говорят же, что женщина спасается чадородием - в том числе потому, что она уже не принадлежит себе, и ее духовная жизнь ей уже не принадлежит.
Все правила подготовки к причастию в частных случаях лучше всего обсуждать с духовником. Он знает и духовное состояние, и опыт человека. Кому-то прочтение молитвенного правила необходимо, и это его потребность в подготовке, а для кого-то, кто приходит в храм впервые вместе с маленькими детьми, прочтение правила - большой труд, и необязательно он должен быть таким же, как для верующих и церковных с детства и юности. Помимо этого, всегда есть снисхождение к детям, старикам и мамам маленьких детей.
А общие советы такие. Мы все стараемся детей причащать каждую неделю и сами не должны от них отставать. Конечно, это не значит, что взрослые должны причащаться на каждом богослужении. Это очень высокая планка, но, тем не менее, в голове нужно иметь мысль о некоей период!.'ч-юсти. Семья живет единой духовной жизнью, и когда взрослый водит ребенка на причастие, а сам не участвует в таинстве, получается некий разрыв. Когда ребенок вырастет, то рано или поздно задаст вопросы: «Почему я причащаюсь, а мама нет?», «Вообще, нужно ли причащаться?» Когда ребенок видит пример общей духовной жизни семьи - это и для него лучше, и для родителей спокойней. Даже если наша подготовка к причастию сократилась, но была внимательной - это лучше, чем формальная вычитка правила. Главное - подготовить сердце. Для чего даны правила, каноны? Для того, чтобы подготовить свое сердце к встрече со Христом.
Иметь детей - это большой труд и большая жертва. Что такое любовь? Любовь во многом определяется жертвой, которую мы можем принести. Если мы по любви создаем семью, по любви рождаем детей, мы жертвуем всем, что у нас есть, для этих детей. В том числе, отдаем и свое время и силы.
- Батюшка, дети дошкольного возраста нередко просят родителей что-нибудь съесть или выпить водички перед богослужением. До какого возраста можно кормить ребенка перед причастием?
- Если ребенок начинает причащаться с рождения, то отказ от еды до причастия происходит естественно. Сначала мать кормит его грудью, потом он пьет воду утром до какого-то возраста, потом и от этого отказывается. Мне сложно сказать, потому что мои дети без проблем отказывались от еды и от воды. Для тех детей, которые очень требовательны к еде, возможны послабления и более долгий период приучения, чтобы к семи годам уже точно приступать к Таинству Причастия натощак. Но где вот эта точка перехода от нуля до семи? У детей в трехлетнем возрасте, если они с рождения регулярно причащались и постепенно отказывались от еды, не возникает вопросов, они знают: идем причащаться, причастился, съел просфорку - рад и доволен. А если ребенка, который привык плотно завтракать по утрам, в три года впервые привели в храм голодного - конечно, он будет протестовать. Опыт церковной жизни очень много значит.
- Известная пословица: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. Три года - это еще поперек или уже вдоль? Вроде бы он еще совсем мал и невинен, но уже жаден, эгоистичен, своенравен и настойчив. Как бороться с детским эгоизмом?
- В этом возрасте, в 2-3 года, когда ребенок постепенно «отделяется» от мамы, эгоизм естественен для его психологического развития. Ведь после рождения малыш не чувствует себя отдельным от мамы, он ощущает себя с ней единым целым. В 2-3 года маленький человек начинает осознавать свое «я» и учится с ним жить - у него появляются новые чувства и желания, даже греховные страсти. И задача родителей - научить ребенка собственными силами с этими эмоциями справляться.
Для воспитания это благодатное время! Ребенок легко усваивает нормы поведения, понятия.
Дошкольный возраст обладает поразительной глубиной духовной жизни. По мнению протоиерея Василия Зеньковского, «раннее детство (от года до 5-7 лет) дает парадоксальную картину сочетания духовного богатства и медленно возрастающей силы эмпирической психики». Ребенок в этом возрасте обладает «наивной целостностью детской души», «удивительным мистицизмом, духовной чуткостью к горнему миру».
Кто-то из. детей в этом возрасте становится жаден, кто-то своенравен... Нужно объяснить ребенку, что жадность - это плохо, и нужно ее в себе подавлять. Это долгий процесс. Мы говорим, что ребенок до семи лет не исповедуется, соответственно, у него нет грехов. Но это не так. Грехи есть, просто он за них еще не ответственен. В нем не развилась воля, чтобы не только увидеть в себе зародившийся грех, но и воздействовать на него. Святые отцы говорят, что именно родителям нужно помочь ребенку увидеть в себе грех и помочь с ним справиться. Не самим подавлять проявления греха в ребенке, но помочь ребенку понять, что с ним происходит, и помочь ему своими детскими силами побороть грех.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Когда будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и увлекать вслед за собой силы, в то же самое время и живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть теми же силами. Неизбежное следствие этого - брань внутренняя. Так как дети не способны ее вести сами, то родители строго должны блюсти начатки их пробуждения».
Если родители планомерно показывают ребенку, что такие-то поступки являются грехом, стараются объяснить, почему это грех, что его поступок «обижает Бога», «делает плохо другому человеку», то ребенок постепенно сам начинает осознавать это и стараться избегать греха.
Воспитывать ребенка можно и нужно в любом возрасте, но чем больше я задумываюсь над этим, тем больше мне кажется, что если хочешь воспитать ребенка, нужно начать воспитывать себя. Это в любом деле. Если хочешь, чтобы у тебя ребенок был послушным, сначала ты должен быть послушен Богу, выполнять по любви к Нему заповеди, жить благочестиво, и тогда можешь надеяться, что ребенок будет послушен тебе, тоже не из-за страха, а из любви.
Приходится начинать с себя. Если мы не можем побороть свой гнев, то как маленький ребенок это сможет сделать? Если, в семье он видит гневающихся, кричащих взрослых, то гнев в нем укоренится. Если же в семье не принято гневаться или родители умеют быстро и мирно решать проблемы, то и ребенок научится с помощью родителей быстро подавлять в себе гневливое состояние.
- В наше время воспитание детей значительно отличается от воспитания предыдущих лет. Интернет и ТВ оказывают серьезное влияние даже на малышей. Дома мама включает мультики старые, советские, добрые, спокойные и поучительные, а из сада ребенок возвращается и настоятельно просит поставить современный мультик, где другие идеология, шкала ценностей, темп, эстетика, духовная направленность. Ребенку хочется смотреть то, что смотрят все дети в группе. Как защитить маленького ребенка от этого влияния?
- У меня встречный вопрос: зачем ребенку включать мультики? Ребенку интересно все, его нужно просто заинтересовать, и это наш выбор - чем заинтересовать. Он может поиграть с конструктором, построить башню, порисовать, полепить, что-то поделать с мамой вместе, а может сесть посмотреть мультик. Ему будет и то, и другое интересно. Если у нас нет сил и времени, чтобы преподать ребенку занятие более полезное или хотя бы менее вредное, то он воспитывается гаджетами.
Что здесь можно посоветовать? Не воспитывать детей гаджетами! Все эти устройства - смартфоны, планшеты, ноутбуки - детям совершенно не нужны до школьного возраста. И если у семьи, как единого организма, день наполнен интересными и полезными занятиями, то вопрос гаджетов для детей вообще не встает. В нашей семье есть эти устройства, но дети ими не пользуются. Детям интересны книги - иной раз книгу даже приходится забирать. Важно: у детей не должно быть много свободного времени. Пусть лучше ребенок погуляет на улице на свежем воздухе при естественном свете, чем будет смотреть планшет. Сейчас большая проблема - у детей чаще развивается близорукость из-за отсутствия естественного освещения и постоянного использования электронных устройств. Чем больше родители будут заниматься детьми, тем меньше будет необходимость отвлекать их гаджетами.
- Батюшка, опыт показывает: даже когда родители с раннего детства воспитывают детей в системе традиционных ценностей, на хорошей музыке, достойном кино, православной литературе, в подростковом возрасте они начинают отдавать предпочтение современной культуре. Как этому противостоять?
- Из своего опыта не скажу, мои дети еще не доросли до подросткового возраста. Но думаю, очень важно - остается ли подросток в семье, чувствуя себя ее частью, или он в какой-то момент отторгает себя от нее. Очень важно эту связь с ребенком не потерять. Где-то не передавить, где-то позволить получить опыт того, что его окружает. Хорошо, когда у подростка уже есть основа воспитания, он знает, что хорошо и что плохо, и дальше может дать свою оценку окружающему или же, доверяя родителям, с ними посоветоваться. Нужно внимание родителей, их бдительность, связь между детьми и родителями должна сохраняться и развиваться. Мы не можем одинаково вести себя с новорожденным, трехлетним и с подростком. Мы сами тоже должны расти в этих отношениях и, постепенно давая больше свободы, не отдаляться от своего ребенка.
Желание быть вместе с родителями мы закладываем в детском возрасте. Понятно, что они от нас полностью зависят, живут по нашим правилам, но если условия, которые мы создаем для ребенка, являются неблагоприятными, то когда-то он из них захочет вырваться. Если мы будем следить за собой с самого рождения малыша, если он будет себя чувствовать в любви, защите, в понимании, тогда он и в подростковом возрасте будет ожидать и любви, и понимания, и не будет бояться, а придет к родителям с любым вопросом. Если мы его наказывали за каждую мелочь в детстве, то он не придет к нам, став подростком.
- Слышала из уст священника, что на Руси в старину не исповедовали детей до десяти лет. На Ваш взгляд, в каком возрасте нужно исповедовать детей сейчас? И как готовить их к исповеди, когда у них еще не развиты такие понятия, как стыд и совесть?
- Условия жизни меняются, меняется ритм, темп жизни, дети развиваются по-другому. Сейчас подростковый возраст растягивается все больше и больше: период от того, как ты перестал быть ребенком, но еще не стал взрослым. Вроде бы уже что-то умеешь, знаешь, учишься, но ты еще не доучился, не довоспитался до состояния взрослого человека. Да, у нас принято исповедовать детей с семи лет, но все дети разные. Иногда в семь лет дети исповедуются очень серьезно, получше многих взрослых. А есть дети, которые и в десять лет искренне не понимают, в чем они грешны. Исповедь таких детей скорее похожа на беседу со священником, когда он просто немного подсказывает, помогает разобраться, что из его поступков, из движений его души действительно может быть плохим или опасным, на что нужно обратить внимание, и со временем может появиться покаянное чувство. Нельзя всех детей мерить по общей линейке. Да, нужно начинать исповедовать детей с семи лет, но нужно ли это делать перед каждым причастием или нет - это на усмотрение духовника. Одному ребенку нужно постоянно исповедоваться, а другой еще не созрел. Когда появляется владение своей волей, тогда появляется и ответственность, вот тогда мы и начинаем осознанно исповедоваться. В.В. Зеньковский пишет: «В раннем детстве дитя уже свободно, но еще не ответственно - это как бы прообраз святости».
- Батюшка, как детей готовить к исповеди?
- Иногда просто называние вещей своими именами - это уже некое обучение, подготовка. Ребенок задает множество вопросов о Боге, о духовном мире, нужно просто и открыто говорить с ним на эту тему. Важно, чтобы объяснения действительно были истиной, пусть и на доступном ребенку уровне. Если ребенок видит, как родители исповедуются, задает им вопросы и получает ответы о том, как и о чем нужно говорить священнику - это уже своего рода подготовка к исповеди. Нужно объяснять ребенку, что такое грех, обращать его внимание на то, что он совершил плохого, где он не смог справиться с собой. Почему он ударил брата? Разгневался и не смог сдержаться. Надо развивать в ребенке вот это умение - анализировать свои поступки, отличать греховное от хорошего. Не надо переводить разговоры об исповеди на сверхдетский язык, в этом есть что-то искусственное. Скорее следует говорить простыми, но очень точными словами. Таинство - это есть таинство. Не нужно его пытаться переименовать. Что в нем происходит? Очищение и избавление от грехов. Человек должен прийти на исповедь с чувством покаяния в этих грехах. Какие у нас могут быть грехи? Какие мы совершаем? Вот это делаем, это. Это плохо. Мы должны стараться этого не делать. Если мы все-таки совершили этот грех, нужно это осознать, прочувствовать, прийти на исповедь и покаяться. Если это не получилось с первого раза искренне, значит, получится потом. Все приходит с опытом, но называть вещи своими именами детям нужно с самого раннего возраста.
«Естественность и искренность дети чувствуют гораздо сильнее, чем кто бы то ни было, - пишет архимандрит Киприан (Керн). - Фальшивый тон поэтому создаст только неправильный подход к душе ребенка. Священник в особенности должен воздействовать на ребенка непосредственно, без излишних рассуждений и отвлеченностей».
- Как ребенка научить молиться?
- «Детей не столько нужно учить молиться, как молиться вместе с ними, атмосфера молитвы сильнее всего действует на их душу» - писал протоиерей В.В. Зеньковский.
Важно прививать ребенку сыновью любовь и благоговение к Богу, а не юридические отношения.
«Молитва для детей естественно проста - они с совершенной легкостью, какая уже почти не замечается у взрослых, молятся за всех людей, иногда даже за животных...» - отмечает В.В. Зеньковский.
Богослужение, святые образы, рассказы из жизни Спасителя, Божией Матери и святых близки и понятны детям, они помогают связать глубинные религиозные понятия непосредственно с самим ребенком. Лучшее место для научения ребенка молитве - молитва семеййая. Его постепенно нужно вводить в молитвенное правило родителей. Соответственно с его силами прочитывать вместе несколько молитв, со временем давать ему читать некоторые из них. Во многих семьях дети любят петь молитвы с родителями. Так же нужно учить ребенка молиться своими словами, выражать свою благодарность, просьбы Богу.
Еще одно чувство, которое важно заложить в детстве - это благоговение. По мнению протоиерея Глеба Каледы, «благоговение перед святыней зарождается прежде всего в семье, в детском возрасте. Утраченное чувство благоговения очень трудно восстановить». Причем, не только к Богу. Если мама благоговейно молится, но в то же время позволяет себе неуважительно относиться к мужу, упрекать и при всех осуждать какие-либо его недостатки, ребенок, скорее всего, вынесет из этого отрицательный урок. Трепетное отношение друг к другу, к Богу, к богослужению - залог успешного духовного воспитания ребенка. Родителям важно быть единодушными в отношении собственной духовной жизни и в деле воспитания детей. Важен пример здоровых семейных отношений, где есть любовь между родителями, иерархия и соподчиненность.
- Отец Иоанн, как поступать, если ребенок отказывается идти в храм?
- В маленьком возрасте - взял за руку ребенка и пошел. Это естественно для всей семьи. Возраст подростковый - это сложно. Здесь нужно понять причину, почему ребенок не хочет идти в храм. Если это лень, помоги ему ее перебороть, но не из-под палки. Если это уже мировоззренческие сложности, опять же нужно идти ребенку навстречу и, возможно, когда-то и позволить не идти на службу по объективным причинам. Не так страшно то, что подросток некоторое время будет реже ходить в храм, как передавить и отбить у него вообще любое искание правды. Даже если в какой-то период подросток и отойдет от храма, то потом обязательно вернется туда, уже с новыми вопросами и запросами - опыт из детства обязательно сыграет свою положительную роль.
В подростковом возрасте очень важно какое-то дело. Понятно, что мы идем на богослужение и для участия в Таинстве Причастия. Это вершина. Но не всегда мы даже от себя требуем таких вершин. Хорошо, когда ребенок занят чем-то интересным и полезным в храме. По моему опыту могу сказать, что чаще всего те подростки, которые с детства поют на клиросе, из храма, как правило, не уходят. Даже в этот период буйства и искания они понимают, что нужно идти петь. Даже если уже волосы в розовый цвет покрасила - все равно, платочек повязала и идет, поет. В результате непростой подростковый период проживается в храме.
Также при храме может быть хорошая воскресная школа. Объединенные занятия детей и подростков при храме полезны потому, что подросток остро чувствует потребность в социализации. И если интересное общение будет сформировано при храме, то ему не нужно будет никуда бежать оттуда. Это сложный вопрос, обращенный к каждому священнику, к каждому приходу. Если создадим такие условия, чтобы наши дети чувствовали себя востребованными в храме, то, наверное, им не нужно будет никуда уходить.

Беседовала Вера Первова

Поделиться:

Расписание служб

19 января, Воскресение - Святое Богоявление

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

8.30 – Исповедь,Божественная литургия, Великое освящение воды

Раздача воды до 20.00

15.00 - молебен и лития в часовне преподобного Илии Муромского


20 января, понедельник

09.00 –  Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

 

23 января, четверг

Свт. Феофана, затворника Вышенского

8.30 - Утреня, исповедь, часы, Божественная литургия


24 января, пятница

16.00 - молебен «Всецарице» в часовне преподобного Илии Муромского

 

25 января, суббота

Мц. Татианы

8.30 - Утреня, исповедь, часы, Божественная литургия

8.30  - Исповедь, Божественная литургия, панихида в Татианинском храме на Кобяковском кладбище

17.00 - Всенощное бдение, исповедь

 

26 января, Воскресение

Неделя 32-ая по Пятидесятнице, по Богоявлении,

мчч. Ермила и Стратоника

8.30 - Исповедь, часы, Божественная литургия

15.00 - молебен и лития в часовне преподобного Илии Муромского

 

Исповедь совершается по окончании вечернего Богослужения

Храм открыт ежедневно с 9.00 до 17.00

 

ВКонтакте

Фейсбук

Одноклассники